Уважаемые коллеги! Этот сайт на данный момент не поддерживается. Всю актуальную информацию Вы можете найти на сайте oc3.ru.   Перейти на сайт oc3.ru
На верх

OC3 ® Интерактивная доска

Здесь приводится описание наглядных учебных материалов и предлагаются некоторые возможные варианты их использования для активизации учебной деятельности на уроке с использованием возможностей программного продукта «ОС3 Интерактивная доска»:

•    Работа с иллюстрациями
•    Работа с текстом
•    Работа с видеоресурсами и анимированными модулями
•    Работа с интерактивными схемами и таблицами

Работа с иллюстрациями

Цифровые иллюстрации представляют собой широкий содержательный спектр изображений, применяемых в различных предметных сферах. Это репродукции художественных произведений, архивные документы, географические и исторические карты, рисунки и схемы, чертежи, графики, планы, таблицы и т.д. В подавляющем большинстве случаев эти изображения используются на уроке для иллюстрирования рассказа преподавателя.

Независимо от того, как именно демонстрируется изображение – в виде отдельного кадра или в составе той или иной презентации, оно является не самостоятельным учебным объектом, а лишь способом формально выстроить визуальный ряд. Показ изобразительного материала должен сопровождаться комментариями учителя, привлекающими внимание к визуальному образу, указывающими, куда именно нужно смотреть, что с чем сравнивать и т.д. Без таких комментариев внимание слушателя не концентрируется на иллюстративном ряде, он воспринимается просто как не обязательное для понимания сопровождение учебного материала.

Для перехода от формального иллюстрирования к когнитивной визуализации необходима активная работа с изображением. Даже если необходимо работать с единственным визуальным объектом (репродукцией картины, картой), процесс объяснения не может основываться на постоянном, статичном показе иллюстрации. Желательно варьировать показ, модифицируя объект в соответствии с логикой изложения учебного материала. Такие действия с изображением легко могут быть выполнены с помощью инструментария программного продукта «ОС3 Интерактивная доска», который позволяет:

  • выделить отдельные фрагменты (один или несколько) с помощью рамок различной формы и цветов;

board1.png

Рис. 1. Выделение фрагмента изображения.

  • акцентировать отдельные элементы и точки с помощью стрелок, линий, знаков и т.п.;

board2.png

Рис. 2. Акцентирование внимания с помощью линий и фигур.

  • кадрировать изображение с помощью инструментов выделения;

board3.png

Рис. 3. Выделение части изображений с помощью инструмента «Прожектор».

· комментировать отдельные фрагменты изображения с помощью коротких текстовых справок;

· сравнивать между собой отдельные части одной иллюстрации или иллюстрации (полностью или ее части) с другим изображением;

· накладывать одно изображение на другое.

board4.png

Рис. 4. Наложение изображений.

Многие из предложенных действий могут быть выполнены непосредственно в ходе урока. Эти действия поддерживают изучение нового учебного материала в форме исследования.



Работа с текстом

Текстовые объекты, используемые в качестве части визуального ряда, как правило, не подвергаются анализу. Они, чаще всего, содержат ключевые правила, которые учащийся должен запомнить, или справочную информацию, которая является вспомогательной по отношению к другим информационным объектам.

В качестве объекта активной деятельности текст используется в основном на языковых уроках (русского языка, иностранного языка, иногда на уроках литературы), однако текстовые ресурсы могут служить объектом исследования и в других предметных областях. В этом случае необходимо, чтобы текст стал объектом визуализации.

В программном продукте «ОС3 Интерактивная доска» используется система слоев, которая позволяет легко проводить последовательное конструирование текста.

Ниже приведены некоторые виды активной деятельности, которые могут быть организованы с помощью текстового ресурса и возможностей программного продукта «ОС3 Интерактивная доска»:

  • поэтапный языковый разбор (фонетический, лексический, фразеологический, структурный и т.п.);
  • комментирование – в качестве исходного материала могут выступать тексты, созданные учителем или учащимися, а также аутентичные тексты (цитаты, исторические источники и т.п.), которые будут последовательно трансформироваться в ходе урока;
  • структурный анализ (например, выделение и построение графической структуры текста, представление в графическом виде условий задачи, визуализация образов на предметах эстетического цикла и т.п.).

При работе с текстом с использованием программного продукта «ОС3 Интерактивная доска» могут использоваться следующие инструменты активизации внимания учащихся:

  • выделение текста маркером;
  • последовательное проявление текста с использованием слоев;
  • инструмент «Прожектор».

Анализ текста, выявление его структуры, графическое представление отдельных фрагментов, обнаружение и визуализация внутренних текстовых связей – все это способствует более глубокому пониманию прочитанного. Навыки, которые получает учащийся, осваивая на практике действия с текстом, формируют важные аналитические компетенции, и могут помочь ему в будущем намного более качественно усваивать информацию.

Визуализация процесса исследования приучает учащихся анализировать и отражать различные аспекты изучаемого предмета, привлекать к размышлениям дополнительные сведения, что приводит к более глубокому усвоению знаний, развитию способностей анализа и синтеза, ассоциативного мышления и, в конечном счете, творческого начала.

Использование возможностей программного продукта«ОС3 Интерактивная доска»позволяет эффективно организовать описанные выше виды активной деятельности по анализу текстовой информации.


Работа с видеоресурсами и анимированными модулями

Видеоресурсы и анимированные модули представляют собой сложно выстроенные наглядные материалы, которые зачастую включают все возможные виды медиа: изображения, тексты, звук, анимацию, собственно видео и т.п. В зависимости от педагогически адекватно поставленной задачи и качества технологической реализации, эти ресурсы в большей или меньшей степени могут способствовать решению задач развития учащихся.

Использование этих ресурсов состоит из просмотра предлагаемого сюжета в авторской версии с последующим комментарием педагога или обсуждением. Здесь надо отметить следующее: даже если речь идет о фильме как едином художественном произведении, то для лучшего усвоения материала нужно иметь возможность просматривать отдельные сюжеты небольшими фрагментами.

При выполнении этого условия видеофрагменты могут стать объектами исследования или послужить дополнительным материалом при анализе других типов ресурсов. В этом отношении важно, что программный продукт «ОС3 Интерактивная доска» позволяет работать (делать пометки и выделения) по «живому» видео, а не только по стоп-кадру.

board5.png

Рис. Акцентирование внимания на фрагменте видео.


Работа с интерактивными схемами и таблицами

Интерактивные схемы, в зависимости от степени изначальной проработанности, могут стать хорошим ресурсом для изучения материала. Если схема разработана таким образом, что часть информации изначально не видна, а появляется только после специальных действий, то она может служить и ресурсом для организации познавательной деятельности. Тогда задача учителя будет состоять в том, чтобы отобрать из обширного числа предлагаемых ресурсов этого типа те учебные материалы, которые предоставляют наибольшую свободу в выборе сценариев представления информации и в выстраивании процесса общения с аудиторией в режиме диалога.

Оценивание готовых ресурсов с точки зрения решения нужной образовательной задачи – это навык, необходимый каждому преподавателю. Возможно, выбор будет более осознанным, если сначала будут проработаны самостоятельно методические подходы по использованию интерактивных схем в процессе урока.


board6.png

Рис. Интерактивные схемы и таблицы